Презентация последнего в этом году доклада по инфляции прошла в мажорном ключе. Губернатор Национального банка Молдовы (НБМ) Октавиан Армашу смог с удовлетворением заявить, что инфляция вернулась в регламентированный коридор вариабельности (5%+-1,5%), благодаря усилиям банка. Прогноз также благоприятен и не внушает регулятору особых опасений – на 2024 год годовой уровень снижен с 5,1% до 4,5%. Зона ответственности НБМ остается под неусыпным присмотром, заверил губернатор. А предпринятые последовательные шаги по снижению базовой ставки до 4,75% годовых дают первые результаты.
«Проинфляционные факторы будут слабее на обозримом горизонте событий, и наша задача пока проводить монетарную политику, стимулирующую совокупный спрос», — считает губернатор НБМ Октавиан Армашу. Но он не исключает дальнейшего ослабления политики в зависимости от текущих обстоятельств и баланса рисков.
Некоторую озабоченность у губернатора вызывает базовая инфляция, которая занимает еще весомую величину в общем ИПЦ (годовой ИПЦ в октябре, кроме продуктов питания, топлива и товаров по регулируемым ценам, – 105,53%, годовой ИПЦ на продукты питания, топливо и товары по регулируемым ценам – 106,88%).
Давление на базовую инфляцию связано с состоянием рынка труда и переносом предыдущих шоков, в том числе связанных с ограничениями на стороне предложения, а также ростом цен на энергию. Годовые темпы базовой инфляции были пересмотрены экспертами банка в сторону понижения за весь сопоставимый период.
Ноябрь должен стать ключевым месяцем и для определения эффективности решений центробанка. В октябре бюджетные расходы ограничивали инфляцию, агропром – усиливал. Годовая инфляция в октябре замедлилась до 6,3% против 9,7% в августе и 8,63% в сентябре. Октябрьские данные по инфляции также демонстрируют, что потребительские цены росли в нетипичном для сезона сегменте – продовольственном. Не бензином, так яйцом! Статистика регистрирует более выраженный рост средних потребительских цен на овощи – на 14,4% и куриные яйца – на 10,8%.
Сетуя на медленное восстановление внутреннего спроса, несмотря на удачный сельскохозяйственный год, г-н Армашу не стал возлагать большие надежды на результат. По крайней мере, в этом году. Причина, по мнению главы НБМ, заключается в охлаждении внешнего спроса. Влияние экспортных возможностей молдавского агропрома можно будет оценить только де-факто. Однако оживление кредитной активности и перспективы экономики закончить год в плюсе просматриваются уже сейчас.
«Наблюдается положительная динамика потребительского, ипотечного и коммерческого кредитования. Если тенденция сохранится, можно будет говорить об оживлении в экономике. Со второго полугодия заметно снижается чрезмерная текущая ликвидность в банковском секторе. В третьем квартале избыточная ликвидность составила 10 млрд леев, что на 4,3 млрд леев меньше, чем в предыдущем квартале. Это является свидетельством того, что экономика начинает потихоньку абсорбировать большую ликвидность. Мы и дальше будем смягчать условия, делая ресурсы более привлекательными для реального сектора экономики» — обещал Октавиан Армашу.
Долгая борьба с высокой инфляцией сама по себе не могла не вызвать такое влияние на внутренний спрос. Особенно в тех условиях, в которых оказалась экономика страны. По мнению Октавиана Армашу, говоря о внутреннем спросе, мы прежде всего должны думать о восстановлении потребления домохозяйств, которое всегда было драйвером экономического роста. В этом отношении и на данном этапе, по логике губернатора, оправдана политика правительства тратить заемные средства на текущее потребление и повышение покупательной способности населения. Реальная зарплата, по расчетам НБМ, должна вырасти в этом году на 10%.
С другой стороны, Октавиан Армашу настойчиво продвигает мысль, что на фоне политики центробанков по борьбе с инфляцией, замедления роста еврозоны и укрепления доллара, нам необходимо разумнее подходить к внешним заимствованиям. Точнее – соблюдать баланс, не допуская перекосов, как бы ни хотелось сэкономить на внутреннем кредитовании.
«Фактор цены сейчас такого большого значения не имеет», — говорит глава НБМ. Кроме того, что стерилизация валютных поступлений дорого обходится, порождая дополнительные обязательства по докапитализации НБМ, это оказывает влияние на бюджетные расходы, увеличивая дефицит. А в общем, лимиты допустимого госдолга (40% от ВВП) еще не исчерпаны, успокоил губернатор.
Еще одно пожелание главы НБМ касается консолидации сил по восстановлению экономического роста: стимулирующая кредитно-денежная политика со стороны регулятора, и экспансионистская налогово-бюджетная – со стороны правительства. Это крайне важно. Тем более, что «темпы роста потребительских цен замедлятся, по крайней мере, из-за низкого внутреннего спроса, умеренного роста цен в промышленности, недавнего снижения тарифов и эффекта прошлогодней высокой базы», считают в НБМ.
Вопрос о том, как осенне-зимние расходы бюджета будут влиять на инфляцию и инфляционные ожидания, видимо, действительно является ключевым для текущей ситуации и принятии регулятором следующих мер. Реальные денежно-кредитные условия будут ограничивать совокупный спрос по крайней мере до первой половины следующего года. А в доводы «кнута и пряника» мало кто верит.
Экономическое обозрение «Логос пресс»